Взгляд на смерть известных людей
Взгляд на смерть известных людей
Конечно, неожиданная смерть вызывает глубокие переживания и скорбь у родственников, близких и людей, знавших усопшего. Отсутствие времени на подготовку, адаптацию к новой ситуации часто вызывает шок и смятение. Трудно смириться с хаотичностью мира, с тем, что к гибели привела цепь случайных событий. В такой момент стоит вспомнить, что для самого погибшего в катастрофе или от неожиданной болезни, сразу прекратились и не применимы понятия "жалко, что не радуется жизни, жалко, что не увидит этого, не сделает то..." Ведь эти понятия могут существовать только для живого, действующего сознания. Они теряют смысл для того, кого уже нет. Терпят ущерб оставшиеся в живых; они не могут взаимодействовать с умершим, общаться с ним, получать его помощь или, наоборот, делать что-то для него. Многие связи и стереотипы нарушены; нужно время, чтобы перестроиться. И многое при потере каждого человека невосполнимо. У остающихся в живых часто возникает чувство вины: во время не помогли, не сказали что-то важное. Но сам погибший не испытывает беспокойства, не имеет забот и переживаний; он избавлен от проблем, болей и других неприятностей.
Вот что говорили по этому поводу великие мыслители:
Сократ (470-399 до н.э.): "Смерть - это одно из двух: либо умереть значит стать ничем, так что умерший ничего уже не чувствует, либо же, если верить преданиям, это какая-то перемена для души, переселение ее из здешних мест в другое место. Если ничего не чувствовать, то это все равно, что сон, когда спишь так, что даже ничего не видишь во сне; тогда смерть удивительное приобретение. С другой стороны, если смерть есть как бы переселение отсюда в другое место и верно предание, что там находятся все умершие, то есть ли что-нибудь лучше этого? ".
Эпикур (342-271 до н.э.): "Привыкай думать, что смерть для нас - ничто: ведь все и хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений... Стало быть, самое ужасное из зол - смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет".
Монтень (1533-1592): "Лишим смерть ее загадочности, присмотримся к ней, приучимся к ней, размышляя о ней чаще, нежели о чем-либо другом... Кто научился умирать, тот разучился быть рабом. Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения..."
Далай-лама (1935-): "Если вы обладаете полнотой осознания смерти, постоянно памятуя о ней, то она не будет для вас сюрпризом - вы не будете волноваться по этому поводу. Вы будете чувствовать, что умереть - это всё равно, что сменить одежду. Следовательно, в момент смерти вы можете сохранить спокойствие ума".
Радищев (1749-1802): человек, не боящийся смерти, делается свободным.
Лауреат Нобелевской премии Габриель Гарсия Маркес в рассказе «Другая сторона смерти» представляет процесс умирания так: «Нервное напряжение начало ослабевать понемногу, но ощутимо, и он почувствовал, как его отпустило, мускулы расслабились; он откинулся на мягкую подушку, тело его, легкое и невесомое, испытывало благостную усталость и теряло ощущение своей материальности, земной субстанции, имеющий вес, которая определяла и устанавливала его в присущем ему на лестнице зоологических видов месте, которое заключало в своей сложной архитектуре всю сумму и геометрию органов, понимало его на высшую ступень в иерархии разумных животных. Веки послушно опустились на радужную оболочку так же естественно, как соединяются члены, составляющие руки и ноги, которые постепенно, впрочем теряли свободу действий; как будто весь организм превратился в единый большой орган и он - человек перестал быть смертным и обрел другую судьбу, более глубокую и прочную: вечный сон, нерушимый и окончательный.»
Как мы видим, такие простые истины давно поняты людьми, по крайней мере, многими мыслящими, знаковыми фигурами. Напомним, что любовь и смерть - основные полюса тяготения человеческой мысли (Фрейд, 1856-1939). Сказанное выше находит отражение и в словах: "спи спокойно", "отмучился", "покойник" и др. Конечно, нужны действия, ритуалы, отражающие уважение к покойному. При этом чаще всего проявляют образцы гуманизма: "О мёртвом только хорошее или ничего". Облегчает утрату и мысль о том, что человек как бы жив, пока о нём помнят. У каждого народа, каждой религии, каждой семьи выработаны свои похоронные обычаи; их исполнение помогает уменьшить боль, перестроиться, приспособиться к новой жизни. Но, повторяем, всё это нужно живым; умершие не испытывают никаких эмоций. Может быть, не так уж нелепо, что иногда поминки заканчиваются танцами и песнями (подчас не самыми грустными). Ведь, жизнь оставшихся продолжается; горе надо пережить с наименьшим ущербом и больше заботиться и думать о живых. Правда, у некоторых народов есть практика нанимать профессиональных плакальщиц, которые дольше поддерживают грустное настроение. (Объясняют это и тем, что слёзы содержат анестезирующие вещества, и рыдания - это физиологическая реакция организма, уменьшающая душевную боль).