Навигация по сайтуНавигация по сайту

Создает ли культура «здорового образа жизни» новый тип пищевого расстройства?

Если Вы когда-либо заказывали матча-латте с куркумой, то, скорее всего, слышали о Даниэлле Исаакс. Британская актриса и драматург раньше была с головой погружена в мир здорового питания, что сопровождалось карьерой блогера и созданием собственного бренда. Но все это изменилось, когда Дэниэлла поняла, что такой образ жизни разрушает её здоровье.

У неё развилась орторексия – пищевое расстройство, при котором человек испытывает навязчивое стремление потреблять лишь здоровую пищу. В её новой автобиографической пьесе - Hear Me Raw, являющейся частью программы эдинбургского фестиваля искусств, подробно описывается путь Исаакс от идеальной богини, попивающей смузи, до неряшливой, но счастливой девушки. Таким образом, главный вопрос пьесы заключается в следующем: провоцирует ли культура, пропагандирующая здоровый образ жизни, развитие орторексии?

Термин «орторексия» впервые был использован Стивеном Брэтменом, практикующим методы нетрадиционной медицины, в статье 1997 года, где он отметил, что некоторые его клиенты «уменьшили продолжительность своей жизни, придавая особое значение и силу тому, чем они питаются». Первое упоминание орторексии в рецензируемом научном журнале приходится на 2004 год, однако потребовалось еще десятилетие, чтобы термин прочно обосновался в лексиконе. В 2014 году блогер под ником The Blonde Vegan призналась своим 70,000 подписчикам, что из-за орторексии она находилась в «пузыре ограничения».

Несмотря на внимание со стороны СМИ орторексия не включена в Руководство по диагностике и статистическому учёту психических расстройств из-за отсутствия диагностических показателей, с которыми были бы согласны все врачи. Хуже всего, заболевание часто ставят в один ряд со «здоровым питанием». Как отметил Брэтмен в своей статье, вышедшей в прошлом месяце, главным отличием является психический компонент, в том числе зацикленное мышление, компульсивное поведение, самобичевание и ограничения – все это может быть скрыто от глаз окружающих.

В комичной пьесе Исаакс пытается продемонстрировать все аспекты «здорового образа жизни». По её словам, благодаря театру она может показать свои наблюдения относительно того, как работает эта индустрия.

«Находясь там, я могла наблюдать это лично, - отметила в интервью Quartz Исаакс. – Как у людей, управляющих этим бизнесом, так и у тех, кто следует этому образу жизни, не все в порядке с головой. Они все актеры, а их сцена – это инстаграм и снэпчат. Я хочу открыть людям глаза на этот фарс».

 По словам блогера, многие люди, ведущие здоровый образ жизни, страдают от данного расстройства независимо от того, признают они это или нет. Однако утверждать, что подобный стиль жизни, а особенно социальные сети, где все это продвигается, действительно провоцируют развитие орторексии – уже совершенно иной разговор.

Пикси Тернер, биохимик и диетолог, также раньше страдала от орторексии. В статье, опубликованной в июне в журнале Eating and Weight Disorders, ученая исследует связь между социальными сетями и данным пищевым расстройством. Используя результаты опроса 680 респонденток, она пришла к выводу, что «частое времяпровождение в инстаграме усиливает симптомы расстройства», причем другие платформы такого эффекта не имели. В своей работе Тернер ссылается на проблемную природу здорового образа жизни, продвигаемого в инстаграме, где акцент делается именно на визуальных образах без должного экспертного контроля, что запросто может исказить реальность для людей, склонных к пищевым расстройствам.

Считается, что менее 1% населения США страдает от орторексии, однако документированные показатели для людей, вовлеченных в индустрию здорового образа жизни – инструкторов по йоге, диетологов и т.д. – в некоторых исследованиях достигают 86%. По мнению Тернер, необходимо больше исследований, чтобы установить причинно-следственную связь, однако, основываясь на своем опыте, она заявляет, что «здоровый образ жизни – это разновидность социально приемлемого пищевого расстройства».

Доктор Лорен Мулхайм, клинический психолог и специалист в области пищевых расстройств из Лос-Анджелеса, менее снисходительна. Несмотря на то что она отмечает увеличение количества клиентов, страдающих от орторексии, в 2010 (год появления инстаграма), врач полагает, что многие пациенты, даже без появления культуры здорового образа жизни, страдали бы от другой разновидности пищевого расстройства из-за собственной предрасположенности.

«Ранние случаи анорексии датируются 1200 годом, однако воздержание в том случае обуславливалось религией. Так что мы можем предположить, что пищевые расстройства связаны с социокультурным контекстом», - пояснила Мулхайм.

История Исаакс соответствует такому объяснению. В своей пьесе она описывает различные травмы и проблемы с психическим здоровьем, которые она испытывала в подростковом возрасте. По её мнению, они несомненно были фактором риска.

«Для меня орторексия – это иная версия обсессивно-компульсивного расстройства или тревожности; еще один способ контролировать неконтролируемое, - пояснила Исаакс. – Однако из-за того что мы буквально окружены едой и маркетингом, который диктует свои правила, очень просто сделать это навязчивой идеей. Сделать смузи и проконтролировать, сколько именно чиа и миндального молока Вы туда положите, намного проще, чем пытаться разобраться с неразрешимыми вопросами».

Существует еще одна особая оговорка в случае с орторексией, которая лишь усиливает её связь со здоровым образом жизни. При анорексии есть предел, дальше которого общество перестает поощрять это (просто вспомните, как быстро заголовки таблоидов про голливудских актрис сменяются с «прекрасно выглядит» на «кожа и кости»). Однако из-за того что орторексия не связана с похудением, пациенты не только выглядят нормально, но и заслуживают похвалы. Они могут продолжать извлекать выгоду из индустрии: заключать миллионные контракты на написание книг, получать бесплатную одежду и питание, а также наслаждаться спонсорством и возможностями съемки в рекламе, которые появляются благодаря увеличению количества подписчиков в инстаграме. Однако глубоко внутри они будут не в порядке.

В самом деле, Тернер, у которой было почти 115,000 подписчиков, когда она публично отказалась от веганства, пришлось забыть о некоторых деловых возможностях.

«Думаю, в моем случае инстаграм спровоцировал мою болезнь. Как только я ограничила свой рацион и исключила определенные продукты, подписчиков стало больше. Как следствие, посыпались различные предложения, - поделилась Исаакс. – Как только я начала больше себе позволять в плане еды, и мои посты несколько изменились, рост подписчиков приостановился».

В целом пищевые расстройства зачастую неправильно принимают в обществе, а вот вылечиться от них чрезвычайно трудно. И хотя мы не можем утверждать, что культура здорового образа жизни провоцирует развитие орторексии, Тернер считает, что масштабы влияния инстаграма (почти 700 миллионов пользователей) наряду с повышенным интересом к еде (примерно 42% пользователей обращаются за советом о еде) создали необходимость дальнейших исследований в данной области.

А пока Исаакс надеется, что её пьеса поспособствует более серьезному обсуждению, дабы выяснить, что скрывается за «приукрашенными фразами», продвигаемыми культурой здорового образа жизни.

«Когда я была вынуждена завязать с орторексией, мне казалось, что я сдалась, - объяснила девушка. – Твой глупый мозг твердит тебе “Ты недостаточно сильна”. Но я надеюсь, что люди, которые увидят мою пьесу, подумают: “Ух ты, теперь она намного счастливее”».

Опубликовано: 30.08.2017 в 22:48

Похожие статьи

Вперед Назад

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Выберите себе хорошего специалиста!

Понравилось? Поделитесь с друзьями или разместите у себя: